Заседание Горнорудного Консультативного Совета состоялось 12 декабря одновременно в очном (в Москве) и онлайн формате.
С докладом о проблемах россыпной золотодобычи в России выступил председатель Союза старателей России Виктор Иванович Таракановский.
В частности, Виктор Иванович снова говорил о техногенных россыпях, называя их в своем выступлении «образованиями». В настоящее время тема «техногенки» весьма актуальна, поскольку год подходит к концу, и срок действия временного разрешения на их отработку заканчивается 31 декабря. В связи с этим далее в первую очередь приведем эту часть доклада Виктора Ивановича. Полный текст выступления будет опубликован позже.
На протяжении многих лет никак не могут решить вопрос, как добывать золото из техногенных образований. Количество золота в них, по разным оценкам, — от 2000 до 3000 тонн.
Уже 6 лет подряд первые заместители Роснедр — Аксенов, а после его ухода Гермаханов — подписывают временные письма: «Разрешить добывать золото из техногенных россыпей с 01 января по 31 декабря методом опытно-промышленных работ». У нас есть письма из Росгеолэкспертизы за подписью зам. руководителя Росгеолэкспертизы В.П.Полеванова, из-за которого возникла такая ситуация. Он геолог, бывший губернатор Амурской области, командовал вместо Чубайса приватизацией и так далее. По его мнению, иначе, вроде бы, нарушается закон, а по закону для того, чтобы начать добычу золота, надо вначале составить план геологоразведочных работ, установить кондиции, посчитать запасы, пройти государственную экспертизу и только потом можно начать добывать золото.
Я задавал вопрос, а каким образом вести разведку техногенных образований и считать запасы? Ответа до сих пор нет. Я приносил две книжки, говорил, что вот у нас есть книга «Методика разведки россыпей…», это еще Магаданом составлена. Есть еще разведка рудных месторождений. А где методика разведки техногенки? Это новые образования, в которых бурением золото не найдешь. Ну, во-первых, там мелочь, низкое содержание. Если раньше были богатые струи (у нас на Куларе [в 1960-е] — до 50 г/м3), то сейчас моют 100 мг/м3, а богатых струй уже нет. Поэтому бурение для техногенки не подходит. А чем тогда разведать? Я вспоминаю шурфовку, но там ручная проходка, она сегодня невозможна; траншеи тоже не дают надежного результата. Поэтому возникает вопрос, каким образом провести разведку и посчитать запасы? Ответа я не получил ни в Роснедрах, ни в Минприроды.
Еще вопрос, как установить кондиции? Эта дикость — установление кондиций — до сих пор в России осталась. Когда топливо стоило 40 рублей за тонну, все тарифы на пятилетку были одинаковые, то тогда еще можно было это понять. А сейчас стоимость топлива 80 тыс. руб. а завтра 120, и все остальное также меняется — надо каждый день кондиции составлять, чтобы посчитать экономику?
Еще было разрешение отрабатывать в техногенке только отходы. А куда девать бортовые и внутриконтурные целики? А что делать с плотиком, как вести его отработку? Нельзя же разделить: тут остался продолговатый участок (мы его «штаны» называли), тут содержание низкое, а тут — высокое, вы его не берите. Как можно вести горные работы и промывку: отделяя метр от метра что ли?
В общем, методики поисков и разведки техногенных россыпей нет. На вопрос, как посчитать запасы, ответа нет. Правда, в этом году состоялось совещание при новом зам.министра МПРиЭ Д.Д.Тетенькине. Там обещали к 01 января выдать методику разведки техногенных образований.
Но я пока не вижу, будет это или нет? А пока опять наступает 1 января, и снова добыча золота будет незаконной, так как срок действия письма Гермаханова закончится 31 декабря 2024 года.
Несколько лет мы [Союз Старателей] пытаемся дать свои соображения:
1. Техногенные образования предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов, на основании рассмотрения заявки предприятий комиссией с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти (естественно, на аукцион надо запасы выставлять, а их нету, они давно списаны).
2. Для поисковых и оценочных работ техногенных образований вернуться к применению РЭПов, то есть разведочно-эксплуатационных полигонов. Если отрабатывается полигон и в нем есть золото, то отрабатываем всё без подсчета запасов.
3. Разрешить недропользователям проводить добычу драгметаллов из техногенных образований в пределах горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.
Запасы техногенных образований ставить на оперативный учет по результатам их отработки (так было при советской власти) и сразу списывать по завершению работ — вот вам запасы фактически добытые и списывать их.
4. Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.
Вот все наши скромные предложения.
Нам говорят, что тут воры начнут воровать золото. На что я пытаюсь привести контраргументы. Я посчитал, что фактически из россыпных месторождений, включая техногенку, с 1991 года добыто за 30 лет 2,5 тысячи тонн золота. А передано в результате аукционов от государства, которое прекратило финансировать разведочные работы, примерно 500 тонн. 2000 тонн — сами разведали, сами добыли и не успели украсть. А чиновники, которые здесь сидят, особенно молодые, они говорят: вот это надо обязательно сделать, иначе будет массовое воровство. А я возражаю: а 2000 тонн не украли.
Это вопрос техногенных россыпей золота на моей памяти уже 15 лет никак не может решиться. Видимо, тямы не хватает. Ну посмотрим, что они сейчас выдумают.