Письмо от ООО «Геоконсалт Групп»

Исполнительному директору Горнорудного Консультативного Совета,
члену Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням
Н. В. Матяшу

Уважаемый Николай Владимирович!

В рамках планирования работы Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням в 2025 году направляем, в качестве предложения, для включения в перечень к рассмотрению на заседаниях Комитета тему, затрагивающую один из ключевых вопросов работы отрасли. Это вопрос о применении Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, нормы которого государственным регулятором, а вслед за ним органами надзорными, фискальными и судебными на территории Российской Федерации повсеместно игнорируются.

Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 был утверждён постановлением Госстандарта России от 25.12.2002г. №503-ст с установленной датой введения 1 января 2003 года. Применительно к ДМ-сегменту ОКПИиПВ были кодифицированы и установлены виды и конкретные наименования полезных ископаемых, подлежащих государственному учёту. Связанных с золотом полезных ископаемых в Российской Федерации, согласно ОКПИиПВ, существует только два: руда на золото (код 13204111) и песок золотоносный (код 13204111). Само же золото признаётся полезным компонентом, содержащимся в руде и песках, и полезным ископаемым не является.

Правовые нормы, установленные ОКПИиПВ, коррелируют с нормами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утверждённого приказом Росстандарта от 31.01.2014г. №14-ст (ред. от 20.11.2024г.). Примечательно, что нормами ОКВЭД-2 ДМ-сегмент выделен в самостоятельную отдельную категорию, для которой, в отличие от прочих сырьевых позиций, чётко определены правовые и технологические критерии отнесения работ к добычной стадии. А именно, разделом В «Добыча полезных ископаемых» в классе 07 «Добыча металлических руд» для вида 07.29.41 прописана только «Добыча руд и песков ДМ», тогда как для всех остальных металлических руд к добычной стадии отнесены добыча и обогащение. Применительно к ДМ-сегменту обогащение добытых руд и песков отнесено ОКВЭД-2 к разделу «Обрабатывающие производства» по классу 24 «Производство металлургическое» и описывается группой 24.41 «Производство ДМ»; данная группировка включает производство и очистку катаного и некатаного ДМ из руды и отходов.

В целях реализации постановления Правительства РФ от 10.11.2003г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» министром природных ресурсов РФ В.Г. Артюховым было издано распоряжение от 16.01.2004г. №14-р «Об Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод», которым подразделения Государственных служб МПР России обязывались при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечить применение ОКПИиПВ.

К сожалению, обеспечивать применение ОКПИиПВ государственный регулятор не торопился. Абстрагируясь от причин, по которым в результате проведения в 2004-2005г.г. реформы государственного управления администрирование недропользования, осуществляемое исключительно через принятие произвольных решений, оказалось в столь плачевном состоянии, мы должны тем не менее констатировать, что все «золотые» лицензии, во множестве оформленные структурами Роснедра выданы на разведку и добычу золота россыпного и коренного, полезным ископаемым не являющегося. Ничтожность «роснедровских» лицензий с момента их государственной регистрации обусловлена также выдачей их ненадлежащим лицом. Лицензирование, по закону, обеспечивается федеральным органом управления государственным фондом недр, но Роснедра эти полномочия в установленном законом порядке делегированы не были. Это проблема и реально существующая, которой всерьёз никто не занимался.

Анализ правового состояния имеющихся «на руках» лицензий сам по себе является огромным непаханым полем работы с трудно прогнозируемым концом, но интересными перспективами. Анализ правовых норм ОКПИиПВ и ОКВЭД-2 в совокупности с нормами главы 26 Налогового кодекса РФ свидетельствует, что сложившаяся на предприятиях отрасли практика организации горных работ с точки зрения возможностей, предоставляемых действующим законодательством, неэффективна и нуждается в коренном пересмотре. Причём инициирование названных мероприятий не требует ни изменения законодательства, ни получения дополнительных разрешений на их проведение и может быть обеспечено самими предприятиями непосредственно в рамках существующего правового поля.

Очерченный круг вопросов необходимо, на наш взгляд, включить в перечень для рассмотрения на заседаниях Комитета в 2025 году, тем более, что по этой проблеме самим Горнорудным Консультативным Советом могут быть приняты, а непосредственно недропользователями и реализованы конкретные решения, не требующие каких-либо предварительных согласований. Ведь проблема с очевидностью решаема в рамках действующего правового поля, сколь бы несовершенным оно ни было.

С уважением,
Федоров Сергей Глебович, горный инженер-геолог,
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса,
консультант ООО «Геоконсалт Групп», С.Петербург
Соболев Александр Олегович, к.г.-м.н., доцент, эксперт ОЭРН,
главный геолог ООО «Геоконсалт Групп», С.Петербург

22 января 2025 года

Прокрутить вверх