ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА | март 2025

Изменения в законодательстве

  1. С 1 сентября 2024 года юридические лица получили право осуществлять региональное геологическое изучение недр 1
    Основные требования к пользователям недр включают:
    • юридическое лицо создано в соответствии с законодательством РФ;
    • наличие опыта осуществления геологического изучения – не менее 5 лет;
    • отсутствие решений о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушениями – в течение 2 лет до подачи заявки.
  2. С 1 сентября 2024 года вступил в силу порядок заключения соглашения, предусмотренного частью пятой статьи 7 Закона РФ “О недрах” 2
    Соглашение, о котором идет речь, заключается между двумя и более пользователями недр в случае одновременного осуществления ими пользования недрами на основании лицензий на пользование недрами для регионального геологического изучения недр, геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых) в границах одного геологического отвода.
  3. С 1 сентября 2024 года установлен порядок совместного осуществления пользования недрами ФГБУ, находящимися в ведении Роснедр, и иными пользователями недр в границах геологического отвода, предоставленного для регионального геологического изучения недр 3
    Совместное пользование недрами возможно в случае, если на участке недр, предоставленном для регионального геологического изучения, расположены объекты государственного геологического изучения.
    Такое пользование осуществляется на основании соглашения между ФГБУ и пользователем недр в соответствии с проектной документацией, подготавливаемой пользователем недр и учреждением.
    В соглашении определяются ключевые аспекты, включая:
    • содержание технического (геологического) задания на выполнение работ по региональному геологическому изучению недр на участке недр в границах геологического отвода, предоставленного для регионального геологического изучения недр, для учреждения и пользователя недр;
    • порядок определения размера вознаграждения учреждению и порядок его выплаты.
  4. С 1 сентября 2024 года вступили в силу новые формы и содержание подтверждения соответствия вносимых изменений в проектную документацию требованиям законодательства об экологической экспертизе
    Приказ Минприроды России 4 утверждает следующие ключевые элементы:
    • форма и содержание подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям пункта 2 статьи 11 Федерального закона “Об экологической экспертизе”;
    • форма и содержание подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям подпункта 1 пункта 14 статьи 14 Федерального закона “Об экологической экспертизе”;
    • форма и содержание подтверждения соответствия вносимых в проект технической документации изменений требованиям подпункта 2 пункта 14 статьи 14 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.
  5. С 1 сентября 2024 года государственную экологическую экспертизу необходимо проводить по новым правилам 5
    Государственная экологическая экспертиза проводится Росприроднадзором и его территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Установлен срок для проведения государственной экологической экспертизы не более 42 рабочих дней. Исключение составляют документы и документация, относящиеся к аквакультуре, для которых срок не должен превышать 20 рабочих дней.
    Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы будет определяться приказом руководителя Росприроднадзора или уполномоченного органа субъекта РФ.
  6. С 1 марта 2025 года упрощается порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
    В частности, сокращаются перечень сведений, представляемых в лицензирующий орган для получения лицензии, а также сроки принятия решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) 6 .
  7. С 1 марта 2025 года вступают в силу новые правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые касаются планируемой хозяйственной и иной деятельности, способной оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду
    Оценка воздействия на окружающую среду будет проводиться:
    • лицом, ответственным за подготовку документации по планируемой деятельности, включая представление этой документации на экологическую экспертизу; или
    • лицом, имеющим право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.
    Процедура оценки состоит из следующих этапов: проведение предварительной оценки; подготовка технического задания; проведение исследований; подготовка предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду; направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений; проведение общественных обсуждений; подготовка окончательных материалов и их размещение в открытом доступе в сети “Интернет” для ознакомления общественности.
    Новые правила не будут применяться к материалам оценки воздействия на окружающую среду, а также к объектам экологической экспертизы, если общественные обсуждения по ним завершены до 1 марта 2025 года 7.
  8. С 1 марта 2025 года заработает новый порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование 8
    В частности, детализирован перечень случаев, в которых возможно установление и изменение границ участков недр, предоставленных в пользование. Определены органы, которые устанавливают границы участков недр в конкретных случаях.
    Также в отношении запасов полезных ископаемых отдельных категорий снимается 20-процентное ограничение по количеству присоединяемых к участку недр, предоставленному в пользование, запасов полезных ископаемых, являющихся частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на данном участке недр.
    Предусмотрено новое основание изменения границ участка недр в сторону его увеличения, позволяющее вовлекать в освоение отходы недропользования, расположенные за границами данного участка недр.
    Заявки об изменении границ участков недр, поданные до вступления в силу настоящего постановления в уполномоченный орган, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их подачи.

Разъяснения уполномоченных органов

  1. Минприроды России предоставило разъяснения относительно представления “нулевой” декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду 9
    Минприроды России подчеркнуло, что контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы за негативное воздействие. В связи с этим лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие, должны указывать в декларации информацию о своей платежной базе. В случае, если платежная база в отчетном периоде равнялась нулю, такая информация также должна быть отражена в декларации.

Судебная практика

  1. При возложении судом на землепользователя обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде снятием плодородного слоя почвы до перевода участка в другую категорию, должны быть установлены и оценены неблагоприятные последствия допущенного нарушения для окружающей среды, в том числе с учетом перспектив использования как самого земельного участка, так и снятого слоя почвы для нужд сельского хозяйства
    Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 года № 56-П, был рассмотрен вопрос установления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате снятия плодородного слоя почвы до перевода земельного участка в другую категорию.
    Конституционный Суд признал пункты 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ и пункты 1 и 3 статьи 77 Федерального закона “Об охране окружающей среды” не противоречащими Конституции РФ. Это решение основано на том, что данные нормы предполагают учет конкретных обстоятельств дела при решении вопросов о возмещении вреда. Так, при возложении на землепользователя обязанности возместить вред окружающей среде необходимо учитывать
    • наличие оснований для возложения на привлекаемое к ответственности лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды исходя из категории (разрешенного вида использования) земельного участка;
    • оценку соответствия действий этого лица объему обязанностей, установленных техническим проектом разработки месторождения и проектом рекультивации, и др.

Элла Омельченко
Партнер, адвокат*
T: +7 495 258 5050
E: ella.omelchenko@betterchance.ru
*Московское адвокатское бюро “Лучший выбор”

В данном обзоре рассматриваются не все аспекты и разделы, касающиеся данной темы. Назначением данного обзора не является предоставление консультирования юридического или иного характера.

  1. Федеральный закон от 25.12.2023 № 656-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах”. ↩︎
  2. Приказ Минприроды России № 240, Роснедр № 03 от 25.04.2024 “Об утверждении Порядка заключения соглашения, предусмотренного частью пятой статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 “О недрах”. ↩︎
  3. Приказ Минприроды России № 256, Роснедр № 07 от 02.05.2024 “Об определении Порядка совместного осуществления пользования недрами федеральными государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по недропользованию, и иными пользователями недр в границах геологического отвода, предоставленного для регионального геологического изучения недр”. ↩︎
  4. Приказ Минприроды России от 16.04.2024 № 227 “Об утверждении формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям подпункта 1 пункта 14 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проект технической документации изменений требованиям подпункта 2 пункта 14 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”. ↩︎
  5. Постановление Правительства РФ от 28.05.2024 № 694 “Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы”. ↩︎
  6. Постановление Правительства РФ от 21.10.2024 № 1410 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1661”. ↩︎
  7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644 “О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду” (вместе с “Правилами проведения оценки воздействия на окружающую среду”. ↩︎
  8. Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1693 “Об утверждении Правил установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование”. ↩︎
  9. Письмо Минприроды России от 15.11.2024 № 19-44/46827 “О представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду”. ↩︎
Прокрутить вверх